Открытая галерея
Москва, Трубниковский переулок 22, строение 2
+7(495) 772 2736
+7(499) 530 2727
ср-пт 15:00 – 20:00
сб 12:00 – 18:00 

МишМаш

 

Михаил Лейкин родился в Волгограде в 1968, в 1994 окончил Московский архитектурный институт, с 1997 по 2001 входил в группу «Обледенение архитекторов».
Мария Сумнина (Митурич-Хлебникова) родилась в Москве в 1977, в 2001 окончила Московский Полиграфический институт, факультет художественно-технического оформления печатной продукции.
Миша и Маша работают вместе с 1999 года. Творческий и супружеский дуэт МишМаш выступает с художественными, архитектурными и дизайнерскими проектами. Русский вариант названия – укороченные имена соавторов, а с английского слово mishmash переводится как мешанина, путаница, смешение, именно этим приемом пара часто пользуется в своем творчестве. Полный список их достижений можно посмотреть на сайте www.mishmash.ru

2001
Бруклин. Совместно с Джейсоном Клотцем, они создали «Робота-попрошайку». Робот умеет разговаривать, просить деньги, протягивая стаканчик, пишет картины в манере Поллока, поет, танцует и участвует в уличных перформансах.
В 2004 у Робота прошла персональная выставка, в Leadbased Gallery, Нью-Йорк.

2001 – 2005
Ветряные скульптуры «Рожа ветров», которые появляются то в одном, то в другом окне по всему свету, и кривляются под разными ветрами, сохраняя, при всем перфекционизме исполнения ощущение юношеского драйва, свободы, которая позволяет – художникам развиваться в самых неожиданных направлениях.

В Америке был придумано имя и окончательный образ для созданного в 1998 году костюма – антисупергерой SuperJew: «Он обладает чертами вечного “чужого”, чуждого окружающему контексту. Он явно не вписывается даже в окружающую среду, природу, как будто вырезан и приклеен… Он исследует пространства в поисках толи подвига, толи убежища, толи в попытке вписаться в пейзаж, совершая каждый раз внутренний подвиг духа. Cобственно, никаких действий SuperJew и не совершает, несмотря на то, что постоянно “спешит на помощь”».

В 2007 году SuperJew стоит упакованный в прозрачную коробку на выставке «SuperJew made in China». 23 июля 2010, например, можно было увидеть его в онлайн режиме. Иногда SuperJew дает советы на любую тему за 10 рублей штука.

2003 – 2007
«Al Dente»: «Гуляя по НЙ, переполненному искусством и творчеством как шоппинг-молл в Нью-Джерси, и думая о том, не сменить ли профессию и не заняться чем-нибудь полезным для людей, или хотя бы как-то утилизировать то, что уже есть, мы нашли книгу по стоматологии начала века. Там были фотографии чинной пожилой женщины с невозмутимым лицом, чей портрет маслом мог бы украшать какую-нибудь генеалогическую портретную галерею в гостиной, если бы не странные процедуры, совершаемые чьими-то руки у нее во рту. Этот материал показался подходящим для утилизации, а наши действия даже полезными, так как исполняя портреты этой женщины в масле, мы не привносили в мир ничего лишнего, т.к. эти портреты уже были, а напротив переложили существующее содержание в более адекватную для него форму».
Проект был номинирован на премию «Черный квадрат» 2007.

2007
«Телешум»
. Маша вспоминает: «Живя в Нью-Йорке, я вела ежедневный подробный дневник. В 2007, в Москве, редактируя его, обратила внимание на большое количество пересказанных телесюжетов, историй, которыми все время забит наш «задний план», такой информационный шум, мерцающий фон нашей личной жизни, иногда эти истории рифмуются, пересекаются между собой и с нашими житейскими событиями. Так появилась серия «Телешум» – мерцающие лайтбоксы с изображением, напоминающим экран с телетекстом. Аккомпанементом служит приглушенный бубнеж телевизора, помехи, иногда отчетливо слышимые фразы».
«Телешум» номинирован на «Премию Кандинского 2007».

2008
В инсталляции «Будь мягче!» появляются камни, точнее камушки. «Будь мягче!» – игра с амбивалентностью: мягкое или твердое, оружие или убежище, и т.д. об этом прилагается целая поэма. В 10 деревянных ящиков с 24 ячейками каждый – на подстилку из ваты положены камни в вязаных шапочках. Интерес к камням присущ человеку с древних времен, и рассматривание их с разных сторон станет одним из лейтмотивов творчества МишМаш: в проекте «Список» 2009, «Состояние недвижимости» 2010, в «Саду камней»

Выставка «Яблоки падают одновременно в разных садах» на Винзаводе, проект «Руины как антибиотик». «В этом проекте мы берем плесень в соавторы, предоставляя ей возможность достроить за нас волшебный замок. Из хлеба мы строим макет сталинской высотки, ее собирательный образ, накрываем прозрачным колпаком, а дальше отпускаем свою скульптуру, произведение, в самостоятельную жизнь – просто наблюдая, какие формы она примет сама... На самом глубинном, животном уровне, мы пытаемся преодолеть страх смерти и разрушения – с одной стороны беря разрушение в соавторы, с другой давая возможность разрушительной силе стать силой созидательной – плесень может быть поразительно красива и, разъедая основу, создает новые чудесные узоры и формы. Она же, портя пищу, вырабатывает спасительный антибиотик… Вся инсталляция – хлебная башня и принты наклеенные прямо на стену, вмонтированные в интерьер – получилась невещественная – ее нельзя продать, отдать, переместить, она может существовать только в виде самой себя в этом месте и времени».

2009
«Европейская мастерская 2009», ЦДХ, Москва. Проект «Белая стена», он также не вполне зависит от авторов. На белой стене – листбелой бумаги, за ним – рельеф, изображающий восточный фасад Бранденбургских ворот. Зрителям было предложено самим совершить прорыв: преодолевая страх перед пустым листом, проявить изображение с помощью грифелей (усердие участников стало решающим фактором успеха). Таким образом, зритель будто бы ломал стену (Бранденбургские ворота долго служили символом разделенной Германии) и оказывался перед открывшимися ему воротами. Получалось, что с восточной стороны он продирался к западному небу, он видел «одновременно свободу и необъятную, неподдающуюся стихию, облака, которые захватывают дух, но в общем-то скрывают от зрителя реальную земную завратную жизнь».

На выставке «Тайная жизнь тел» в Открытой галерее показана навеянная американской жизнью, автобиографическая микро-инсталляции «Shrink». В этом названии игра слов – Shrink означает, с одной стороны, усадку, усушку, уменьшение; с другой – человека, бальзамирующего головы и психиатра (амер.). Переехав в Нью-Йорк, художники столкнулись и с первым (рядом с небоскребами почувствовали себя лилипутами) и со вторым. В результате переосмысления мировых масштабов родился этот проект. Машу пришлось уменьшить, чтобы Миша носил ее в кармане и кормил крошками.

2010
Перформанс «Объем желаний или различные виды пустоты» был показан в Гараже, и в Circulo de Bellas Artes в Мадриде. МишМаш предлагает всем желающим увековечить в гипсе пустоту внутри сложенных в молитвенном жесте рук. Коллекция слепков экспонировалась на выставке «Воспоминания и сны» в Открытой галерее осенью 2010 года. Коллекция постоянно растет, уже имеются запечатленные таким образом желания художников, архитекторов, искусствоведов, кураторов, фотографов, психотерапевтов и даже одного паталогоанатома.

2011
«В поисках шедевра», Открытая галерея. Инсталляция «Проверка на прочность». В течение месяца на выставке проводились выборы: посетители тайно и анонимно голосовали за показавшийся им наиболее «шедевральным» объект. Больше всего голосов набрала работа МишМаш, сделанная совместно с Валентиным Дьяконовым. Это изготовленная из чая и сахара интерактивная руина. Когда зритель подходит к витрине, включаются вентиляторы. Они дуют на чайные стены здания башни или храма и постепенно разрушают их, в конце концов, останется только каркас и текст арткритика об этой работе внутри. Вот отрывок: Присутствие зрителя приводит в движение элегантные лопасти вентиляторов, и чаинки, возможные свидетели бесед и споров о жизни и искусстве в мастерской художников, медленно опадают, подобно осенним листьям. Храм превращается в руину, от него остается лишь линия и текст, который вы сейчас читаете. О чем эта работа? Ответить сразу, как на духу, затруднительно. Перед нами – романтическая элегия о «жерле вечности». И размышление о наследии футуризма, деятели которого плевали на алтарь искусства и предпочитали фрескам стремительные броски самолетов. И комментарий, пусть и несколько прямолинейный, к вопросу уничтожающего взгляда, поставленному Бодрийяром. Ясно одно: перед нами – безусловный шедевр, подтверждением чего является текст, который вы прочли. (Валентин Дьяконов – критик).

«Пристальный взгляд меняет объект разглядывания», Открытая галерея. Инсталляция «Краткая история искусств своими руками» (Мыльная Венера). Перед тем, как попасть в галерею, Венера провела месяц в чебуречной. Об нее мыли руки: ласкали, поглаживали, даже обнимали ее. МишМаш внимательно следили за изменениями форм статуи. Из Венеры Праксителя она постепенно превратилась в «произведение Майоля». МишМаш считали, что пережив ряд художественных трансформаций, Венера в конце концов должна обрести форму, свойственную произведениям Генри Мура...
 


2012
Проект «Геопсихоизометрическая экспертиза города». Эта работа МишМаш носит квази-научный характер, играя с особенностями восприятия: известно, что городской житель проходит мимо одних и тех же мест, как правило, не замечая их. Эти фрагменты, многократно отпечатываясь в памяти, формируются в устойчивые эстетические сгустки, идиоматические образы, которые и представляют собой нашу среду обитания. МишМаш попытались создать каталог «визуальных идиом», взятых из субъективного взгляда одного человека, рассматривающего город впервые. Они сделали две серии геометрических абстракций «с натуры». Первая серия составляла экспертизу города Екатеринбург (2011), вторая же – созданная специально для Открытой галереи, была посвящена Москве. Используя разницу между интерпретациями местных жителей и иностранцев, они выстроили уникальную головоломку. Субъективная знаковая система Москвы, пропущенная через несколько фильтров восприятия, должна была декодироваться зрителями также, как водители интерпретируют дорожные знаки на улицах города.

«Геопсихоизометрическая экспертиза города: Москва», Открытая галерея.


 

 

Состояние недвижимости. 2010. Смешанная техника. 19 х 13 х 7 см.

Состояние недвижимости. 2010. Смешанная техника. 19 х 13 х 7 см.