Открытая галерея
Москва, Трубниковский переулок 22, строение 2
+7(495) 772 2736
+7(499) 530 2727
ср-пт 15:00 – 20:00
сб 12:00 – 18:00 

Игорь Шелковский

 

Вклад Игоря Шелковского в современное российское искусство прежде всего связывают с журналом “А-Я”, который художник, в 1976 году уехавший во Францию, издавал в эмиграции. “А-Я” был лучшим из когда-либо выходивших русскоязычных изданий по современному искусству. Восемь номеров этого журнала, вышедшие с 1979 по 1986 год, с цветными иллюстрациями и текстами Бориса Гройса, Владимира Паперного, Ильи Кабакова и других, открыли отечественное искусство не только западу, но во многом и самим художникам, создав единый контекст, в котором искусство мыслило и описывало себя. В отличие от многих “тамиздатовских” журналов, “А-Я” не выступал с политической публицистикой, а был и правда профессиональным журналом, посвященным исключительно вопросам искусства, не тратившим лишних слов на то, чтобы напоминать, каким опасным занятием в то время было это самое актуальное искусство для художников, живших в Советском Союзе. По понятным причинам, Шелковский был едва ли не единственным художником своего круга и поколения, о котором “А-Я” никогда не писал. Шелковский-художник почти растворился в Шелковском-издателе, хотя Шелковский никогда не отказывался от занятий собственным искусством и активно занимается им и сегодня. В его произведениях есть то же высокое профессиональное достоинство, что и в его издании. Формалист в высоком смысле этого слова, он никогда не отвлекался на какие-либо внешние по отношению к самому искусству сюжеты. И даже в гигантском пакете молока, который он сделал еще в 1970е годы, его интересовала, похоже, не поп-или соцартистская игра с обыденными предметами, но идеальная геометрическая форма: молоко тогда продавали в пирамидальных упаковках. Живопись и скульптура Шелковского – своего рода минимализм, но минимализм принципиально рукотворный и лишенный механистической отстраненности. В своих скульптурах и рельефах Шелковский постоянно возвращается к мотиву детского конструктора – но не для того, чтобы разобрать видимый мир на набор деталей, но, напротив, чтобы собрать его заново в очищенном и упорядоченном виде.

Ирина Кулик

 

1937 родился в Оренбурге
1954–1959 учеба в Художественном Училище 1905-го года
1962–1966 реставратор фресок и икон в Московском Кремле и Новгороде
1971 начал работать как скульптор
1976 эмигрировал во Францию
1979–1986 редактор журнала “А-Я”
С 2001 живет и работает в Москве и Париже

 

Основные выставки

Персональные

1990 Галерея Holst Halvorsen, Осло, Норвегия; Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия

1991 Галерея Forum Lindenthal, Кёльн, Германия

1993 Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия

1994 Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия

1995 Галерея Oliver Schweden, Мюнхен, Германия; Галерея La Base, Париж, Франция; Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия

1997 Галерея Centre Culturel, Эланкур, Франция; Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия; Галерея Weiller, Париж, Франция; Forum Lindenthal, Кёльн, Германия

1999 Галерея Delire en formacion, Париж, Франция

2000 Галерея Delire en formacion, Париж, Франция; Forum Lindenthal, Кёльн, Германия

2001 Галерея Cassandra, Дрёбак, Норвегия; Галерея Karenina, Вена, Австрия

2002 Галерея Karenina, Вена, Австрия; Германия; Галерея Weiller, Париж, Франция

2003 Галерея Файн-Арт, Москва

2005 Галерея Файн-Арт, Москва д Эра, Москва; Галерея Файн-Арт, Москва

2007 Галерея Файн-Арт, Москва; Галерея Weiller, Париж, Франция; Forum Lindenthal, Кёльн, Германия

2009 “Красное, Белое, Черное”, ГЦСИ, Москва; “Под голубыми небесами”. Галерея Файн-Арт, Москва; Галерея Weiller, Париж, Франция

2010 “Выдуманный дом”. Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва

2013 "Игорь Шелковский. Постоянство перемен". ММАМ, Москва

2014 "Игорь Шелковский. Размышления о будущем". Галерея "Файн Арт", Москва

Групповые

1977 Майский салон, Париж; “Новое советское искусство. Неофициальная перспектива”. Венецианская Биеннале

1978 “Диссиденты”. Музеи Лоди и Турина, Италия

1979 “Двадцать лет неофициального искусства”. Музей Бохума, Германия

1995 “От Гулага до Гласности”. Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США; “Документа”, Кассель, Германия

1999 “Прозрачность”. Institute Cochin, Париж, Франция

2002 “Абстракция в России. ХХ век”. Государственный Русский музей, С.-Петербург

2003 “Московская абстракция. Вторая половина ХХ века”. Государственная Третьяковская галерея, Москва

2004 “Новые Поступления”. ГЦСИ, Москва; “Документа”. Кассель, Германия

2010 Город”, Открытая Галерея, Москва; “Мужское Начало”, Открытая Галерея, Москва

2011 “Гвозди шляпками вверх”. Галерея “Ковчег”, Москва

2012 "Координаты поколения LXXV". ГЦСИ, Москва

2013 "Россия XXI. Современная российская скульптура". ГЦСИ, Москва

Собрания

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Георгий Костакис, Греция

Центр Помпиду, Париж

Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США

Музей современного искусства, Вена, Австрия  

Из серии «Город». 2008 – 2009. Дерево, акрил

Из серии «Город». 2008 – 2009. Дерево, акрил

Из серии «Город». 2008 – 2009. Дерево, акрил

Из серии «Город». 2008 – 2009. Дерево, акрил

Из серии «Город». 2008 – 2009. Дерево, акрил

Из серии «Город». 2008 – 2009. Дерево, акрил